Что делать, если вам оказаны некачественные медицинские услуги?

Медицинские услуги, как и любые другие услуги, регулируются действующим гражданским законодательством, и если у потребителя этих услуг есть основания полагать, что они были оказаны некачественно, он вправе защищать свои права. Сделать это не так сложно, если знать последовательность этих действий.

Рассмотрим основные этапы данного тернистого пути.

Итак, для начала стоит понять какие у нас услуги и чем регулируется эта отрасль? Медицинские услуги – один из видов потребительских услуг. Следовательно, к ним применяется Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», однако с учетом специфики к данным отношениям также подлежит применению Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ и «Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006.

Потребитель медицинских услуг имеет следующие права:

- право выбора врача и медицинского учреждения;
- право на полную информацию о медицинском учреждении и оказываемых им услугах;
- право на оказание медицинских услуг соответствующего качества;
- право на оказание медицинских услуг в установленные сроки;
- право на расторжение договора на оказание медицинских услуг в любое время.

Если одно из этих прав нарушено, вы праве обратиться за его защитой.
Именно на этом этапе становится актуальным наличие всех документов, подтверждающих отношения между потребителем и медицинским учреждением. Поэтому так важно при обращении в медицинское учреждение сохранять индивидуальную медицинскую карту, следить за тем, чтобы врач регулярно отображал в ней все сделанные назначения и план лечения; сохранять все рецепты и результаты анализов или исследований, которые были сделаны теми или иными медицинскими приборами, ну и конечно же договор (в случае если он заключался), приходные ордера и кассовые чеки об оплате.

При наличии всех необходимых документов, необходимо подготовить и отправить почтовым отправлением претензию с приложением копий указанных документов, на адрес медицинского учреждения. В претензии следует раскрыть суть своих доводов относительно тех прав, которые по вашему мнению были нарушены.

Этот шаг очень важен для формирования последующих исковых требований, которые потребитель будет отстаивать в суде, поскольку в случае если медицинское учреждение добровольно не удовлетворит его требования, потребитель будет иметь возможность требовать дополнительный штраф, в размере 50% от суммы основных исковых требований присужденных ко взысканию. После истечения срока на удовлетворение претензии можно смело подавать иск в суд. При этом подавать его можно как по месту расположения медицинского учреждения, которое оказало некачественные медицинские услуги, так и по месту жительства потребителя (ст. 29 ГПК РФ). При этом, поскольку такие услуги подпадают под действие Закона «О защите прав потребителей», Истец в данном случае избавляется от обязанности по оплате государственной пошлины.

При подаче иска в суд, потребитель вправе взыскать понесенные убытки, как на некачественно проведенное лечение, так и на приобретение тех или иных лекарственных препаратов и/или процедур, которые были назначены в нарушение порядка оказания бесплатной медицинской помощи, а также сможете требовать возмещение морального вреда.

При оценке доказательств, в ходе рассмотрения заявленных исковых требований весомым доказательством будет являться экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП), которая выявит ошибки, допущенные медработниками, даст заключение о причинах их возникновения и их причинно-следственных связях с последствиями. Указанную экспертизу целесообразнее проводить по назначению суда.

Вывод.
Резюмируя вышесказанное, хочется обратить внимание пациентов - потребителей медицинских услуг, на тот факт, что знание своих основных прав, в области здравоохранения, даст возможность на начальном этапе отношений с медицинским учреждением, снизить риск возникновения некачественно оказанных услуг.