Что такое рейтинг ПРАВО.RU-300?

А давайте рейтингами померяемся!

Озаглавьте текст «ТОП чего-нибудь», добавьте к исследованию рынка слово «рейтинг», и ваш материал привлечет к себе максимум внимания. Почему?

Во-первых, в этом есть доля соревнования и борьбы - первый кто-нибудь старается не пустить на свое место кого-нибудь второго или третьего.
Во-вторых, авторы рейтинга постарались и разложили информацию по полочкам, вам остается только слегка напрячь зрение и пробежаться по пунктам.
В-третьих, такой формат подачи информация обладает научным характером, эдаким намеком на справочную составляющую и даже реверансом в сторону энциклопедии, а значит – такие сведениям начинаешь доверять.

«Право.Ru-300» - это не первая и не единственная попытка исследовать российский юридический рынок и выбрать лучших из лучших. Журналисты и аналитики отечественных изданий «Эксперт», Forbes, «Секрет фирмы», «Деловой квартал» уже занимались созданием рейтингов, в основном с частотой раз в год. Ведущие западные рейтинговые и исследовательские агентства (Chambers, Legal 500 и другие) также регулярно исследуют российский юридический рынок.

Зачем же специалисты Право.Ru решили создавать еще один рейтинг?

Так объясняют причины появления рейтинга его авторы:

«Основная причина в том, что вышеперечисленные рейтинги, несмотря на их достоинства, на наш взгляд, не могут считаться более или менее полными. Западные исследователи ориентированы в основном на западных же потребителей юридических услуг, которые, как правило, являются крупными международными компаниями, ведущими дела на территории России. Их интересуют наиболее крупные, западноориентированные юридические фирмы, преимущественно работающие в Москве или Санкт-Петербурге. Между тем, множество достойных юридических компаний работает отнюдь не в столицах.

Российские рейтинги также имеют свои недостатки. Основной из них – неполнота. Несмотря на то, что при их составлении местные исследователи в большей степени ориентировались на местных же потребителей информации, по сути дела они по разным причинам ограничились опросом лишь самых крупных столичных юридических компаний и/или некоторых региональных. В результате картина получилась не слишком репрезентативной».

Как составляется рейтинг ПРАВО.Ru-300?

Подготовка рейтинга начинается с экспертного опроса крупных юридических фирм. Знатоков юридического рынка спрашивают о ключевых показателях деятельности, по которым можно «мерить» успешность и качество бизнеса компаний из мира права. Затем специалисты портала приступают к рассылке анкет. На анкетирование уходит около трех месяцев.

Получив заполненные версии, они анализируют финансовые (выручка, прибыль) и статистические (штат, количество партнеров, отделов, практик) показатели. За дополнительным экспертным мнением, которое может помочь в проверке данных, обращаются к коллегам и конкурентам участников проекта, некоторые сведения берут из открытых источников и от заказчиков юридических услуг.

В ПРАВО.RU сверяют присланные компаниями данные со сведениями Росстата, базы «СПАРК», публикациями в СМИ. Специалисты могут запросить и подтверждающие документы. Однако, насколько часто это происходит и подтверждают ли участники рейтинга свою выручку документально, останется «внутренней кухней» проекта.

В любом случае, как говорят составители рейтинга, прежде всего они ориентируются на анкеты фирм-участников рейтинга. Поэтому в итоговый список не попадают компании, которые по каким-то причинам умолчали о себе, то есть не заполнили анкету.

Основная проблема – это «стена недоверия». Большинство юридических компаний не склонно разглашать имена своих клиентов или финансовые показатели. Ни открыто, ни на условиях конфиденциальности.

Что в итоге?

В итоге обработки и проверки данных составляют рейтинги двух категорий:

  1. Рейтинги, где главный критерий расстановки юркомпаний по местам – это финансовые и статистические показатели. Их суть – «отражение масштаба и качества бизнеса юридической компании»;
  2. Рейтинги, составленные по отраслям практик. Их суть – «отражение масштаба и качества конкретной практики юридической компании».

В рейтингах по финансовым и статистическим показателям компании-участники ранжируются по:

  • по объему выручки;
  • по количеству штатных юристов.

Каждый рейтинг по финансовым и статистическим показателям составлен отдельно для:

  1. московских и зарубежных компаний, работающих на территории России; 
  2. региональных юридических компаний. В рейтингах по отраслям практик оценивается объем, качество и значимость проектов, реализованных компаниями-участниками за отчетный год. Региональные и московские компании идут одним списком.

Компаниям-участникам присуждают баллы по каждому из пунктов. Понятно, что «качество» проектов признак субъективный, однако, количественные признаки не могут в полной мере отразить всю специфику юридического рынка (впрочем, как и любого другого).

Какие отрасли права учитываются в рейтинге юридических компаний:

  • арбитраж;
  • коммерческая недвижимость/строительство;
  • налоговое право;
  • природные ресурсы/энергетика;
  • интеллектуальная собственность;
  • антимонопольное право;
  • международный арбитраж;
  • морское право;
  • телекоммуникации и медиа;
  • трудовое право;
  • банкротство;
  • уголовное право.

Для подготовки материала были использованы сведения о методике рейтинга ПРАВО.RU-300 с портала pravo.ru.