Экспертиза материалов СМИ на наличие пропаганды наркотиков

Пропаганда наркотиков напрямую нацелена на увеличение количества людей, постоянно употребляющих наркотики. Для достижения этой цели применяются самые разные способы и средства, вплоть до формирования притягательного облика наркомана. К пропаганде относится и намеренное умалчивание о том непоправимом вреде, который наносят наркотики человеческому организму. (Также рекоммендуем прочесть материал:

- экспертиза наркотиков:
возможно ли рецензирование заключение эксперта по наркотическим веществам?
что такое наркотическое средство?
о наркотических средствах и психотропных веществах
Закон о наркотиках

Наконец, демонстрация какого-либо наркотического вещества, определенной атрибутики, людей в процессе употребления наркотиков, также считается пропагандой. Наиболее серьезную опасность в пропаганде наркотиков представляют собой СМИ, поскольку в числе их аудитории в большей степени находятся дети и подростки.

Несформировавшиеся жизненные принципы, отсутствие способности к критическому анализу преподносимой информации, позволяют им стать легкой добычей для лиц, занятых криминальным бизнесом. Экспертиза спорных публикаций в СМИ относится к разряду сложных исследований. Как правило, для ее проведения привлекается лингвист, который анализирует материал с точки зрения наличия в примененных компонентах речи и вариантах их смысловой нагрузки незаконной рекламы наркотических препаратов.

Здесь очень важно не переступить грань, не занести материалы, появляющиеся в специальных изданиях для профессиональной аудитории – медработников, фармакологов, химиков, в список незаконных. С другой стороны, специалист-психолог изучает степень давления обнародованной информации на сознание потребителя и возможность появления определенных ассоциаций.

Публикация подразумевает доведение каких-либо сведений до сознания граждан посредством радиовещания, телеэфира, Интернета либо печати. К числу наиболее типичных вопросов, которые ставят перед экспертами в ходе данной экспертизы, являются следующие:

- имеются ли в содержании публикации признаки пропаганды наркотиков, можно ли отнести исследуемый текст к незаконной рекламе наркотиков,
- не формирует ли данная публикация притягательный образ употребления наркотиков,
- наличествуют ли в публикации изображения, символы, атрибуты наркотиков, растений, из которых они производятся,
- воспринимается ли публикация как некий призыв к приему наркотиков и т.д.