Экспертиза в таможенном деле

1. Понятие и основания назначения таможенной экспертизы.
Порядок назначения и проведения экспертизы в таможенном деле регулируется главой 20 Таможенного кодекса Таможенного союза (Евразийского экономического союза в составе Российской Федерации, Беларуси и Казахстана). 

В соответствии с пунктом 5 статьи 137 Таможенного кодекса (далее – ТК ТС) таможенная экспертиза - это организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования. Таможенная экспертиза назначается, если специальные знания требуются для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций (часть 1 статьи 138 ТК ТС).

Таможенным экспертом согласно пункту 4 статьи 137 ТК ТС является должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы. Поручение таможенной экспертизы экспертам иных уполномоченных организаций производится только в случае невозможности её проведения таможенными экспертами (часть 2 статьи 138 ТК ТС). Таким образом, основное отличие таможенной экспертизы от других видов экспертиз состоит в том, что её проводят, как правило, не независимые эксперты, а специально уполномоченные должностные лица таможенного органа.

2. Виды таможенных экспертиз.
В отличие от процессуальных кодексов Российской Федерации (ГПК, УПК и т.п.), ТК ТС содержит развернутую классификацию видов таможенных экспертиз по всем трем основаниям (предмет исследования, количество экспертов и последовательность проведения).

По предмету исследования таможенные экспертизы подразделяются на следующие виды: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость (часть 1 статьи 143 ТК ТС).По числу привлекаемых экспертов таможенные экспертизы подразделяются на единоличные, комиссионные и комплексные (часть 2 статьи 143 ТК ТС).

Единоличная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая таможенным экспертом единолично.
Комиссионная экспертиза проводится комиссией экспертов одной специальности. При разногласиях между экспертами каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заключение.

Комплексная экспертиза проводится комиссией экспертов в случаях, когда необходимы исследования с использованием знаний различных специальностей. Каждый таможенный эксперт соответствующей специальности подписывает ту часть заключения, по которой проводил экспертизу. По последовательности проведения таможенная экспертиза подразделяется на первичную, дополнительную и повторную (часть 3 статьи 143 ТК ТС).

Первичная экспертиза проводится по обращению таможенного органа для изучения объектов, проб и образцов. Дополнительная экспертиза назначается по вновь открывшимся обстоятельствам, её производство поручается тому же или другому таможенному эксперту. Повторная экспертиза проводится в случаях несогласия декларанта или таможенного органа с заключением эксперта по результатам первичной и (или) дополнительной экспертиз. Её проведение поручается комиссии, состоящей из двух и более экспертов, в состав которой не включаются эксперты, проводившие первичную или дополнительную экспертизы.

3. Порядок назначения и проведения таможенной экспертизы.
Решение о назначении таможенной экспертизы принимается уполномоченным лицом таможенного органа (часть 4 статьи 138 ТК ТС). В таком решении должны быть указаны:

- основания для проведения экспертизы;
- Ф.И.О. эксперта или наименование организации либо таможенного органа, в котором должна быть проведена экспертиза;
- вопросы, поставленные перед экспертом;
- перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта;
- срок проведения экспертизы и представления заключения эксперта в таможенный орган.

В решении также указывается о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. О назначении экспертизы таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о её назначении, обязан уведомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении соответствующих товаров, перевозимых через таможенную границу (часть 7 статьи 138 ТК ТС).

4. Права лиц, перевозящих товары через таможенную границу, при назначении и проведении экспертизы.
При назначении и проведении таможенной экспертизы декларант или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении соответствующих товаров, а также их представители имеют следующие права (часть 1 статьи 141 ТК ТС):

- заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;
- знакомиться с заключением эксперта и получать копию такого заключения в таможенном органе, назначившем экспертизу;
- присутствовать при отборе таможенными органами проб или образцов для проведения экспертизы;
- ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.
В случае удовлетворения ходатайств указанных лиц должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее решение. Отказ же в удовлетворении ходатайства должен быть в письменной мотивированной форме сообщен лицу, подавшему ходатайство.

5. Заключение таможенного эксперта.
В соответствии с частью 1 статьи 142 ТК ТС в заключении, подготовленном по результатам проведения таможенной экспертизы, должны быть указаны:

- место, дата и время начала и завершения проведения экспертизы;
- основание для проведения экспертизы;
- Ф.И.О. эксперта и его квалификация;
- отметка о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, удостоверенная его подписью;
- вопросы, поставленные перед экспертом;
- перечень документов, материалов, проб и образцов, представленных эксперту;
- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, использованных приборов и оборудования, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта, прилагаются к такому заключению и служат его составной частью (часть 2 статьи 142 ТК ТС). Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами и заверяется печатью организации, проводившей экспертизу (если такая организация обязана иметь печать в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза).

Заключение оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых остается в организации, проводившей экспертизу, второй - направляется таможенному органу, назначившему экспертизу.