Реклама должна быть добросовестной. Даже то, что мелким шрифтом!

Суд призвал к ответственности издателя и микрофинансовой организации, чью рекламу признали недобросовестной. Всё дело в мелком нечитаемом шрифте.

В чем суть?

Гражданка N, изучая газетную страницу с рекламными блоками, наткнулась на объявление Микрофинансовой организации (далее - МФО) о срочных денежных займах. Часть текста, посвященного наиболее важным аспектам договора и ответственности заемщика, было дано очень мелким, практически нечитаемым шрифтом.

Гражданку это встревожило:

  • Во-первых, невозможно прочитать текст, посвященный условиям предоставления займа (ведь сколько людей могут не обратить внимание на такую важную информацию!);
  • Во-вторых, в рекламе не было указано наименование юридического лица.

«Тревога» трансформировалась в жалобу в ФАС.

Что решил суд?

Территориальное Управление ФАС возбудило дело по признакам нарушения закона о рекламе.

Свои объяснения по поводу рекламного объявления предоставил издатель газеты и рекламодатель - МФО.

Издатель сообщил, что реклама так плохо читается из-за низкого качества печати. А МФО указала, что рекламный макет отвечал требованиям закона - весь текст прекрасно читался. Рекламодатель считал, что объявление получилось «нечитаемым» по вине издателя газеты.

Антимонопольная служба рассмотрела все доводы, и проанализировала договор, заключенный между газетой и МФО. По мнению ФАС, электронный макет рекламы был рассчитан на рекламный блок большего формата.

ФАС решила, что в нарушении законодательства о рекламе виноваты обе стороны, они должны понести административную ответственность (ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Однако, МФО не согласилась и подала жалобу в суд.

Суд первой инстанции согласился с решением ФАС. Апелляционный суд также отказал удовлетворить иск МФО.

Какие аргументы были у судов?

  • Реклама должна быть достоверной и добросовестной (ст. 5, ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»). Если реклама не соответствует законодательству РФ, то она является ненадлежащей;
  • Спорное объявление в газете соответствует понятию рекламы (ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»). Однако оно не позволяет полностью понять информацию об условиях предоставлении услуги. А это искажает смысл рекламируемой услуги и вводит в заблуждение потребителя.

В соответствии с законом, данное объявление предоставляет неполную информацию, а реклама является ненадлежащей (постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»).

Апелляционная инстанция признала ответственными за размещение недобросовестной рекламы (и нарушение Закона о рекламе) обе стороны: издателя газеты и рекламодателя - МФО.

Источник: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 N 13АП-12387/2015 по делу N А26-61/2015.