Сколько съедено таблеток, сколько выпито микстур?

Как сообщает «КоммерсантЪ», экспертно-аналитический центр РАНХиГС предложил создать базу данных количества лекарств, потребляемых россиянами.

В аналитической записке «Лекарственное обеспечение: доступность лекарств и возможность выбора» эксперты объясняют важность этой инициативы.

Что позволит база данных:

  • получать онлайн данные о потребностях в лекарствах;
  • планировать и контролировать госзакупки лекарств, вовлекать страховые компании в софинансирование;
  • использовать данные для введения мотивирующих соплатежей на лекарства для групп риска, а также профилактики заболеваний, лечение которых стоит очень дорого.

По мнению авторов предложения, создание базы позволит более точно рассчитывать потребность в лекарствах для тех, у кого есть льготы, на будущий год, а также прогнозировать рост заболеваемости. Внедрение БД также позволит решить существующие проблемы обеспечения лекарствами.

Сейчас льготы на получение лекарств имеют только некоторые категории граждан: ветераны, инвалиды, неработающие пенсионеры, дети до трех лет и многодетные матери. При этом, не все граждане знают о льготе.

Что говорят цифры? Федеральный бюджет обеспечивает фармацевтической продукцией 4,7 млн человек (12 тыс. руб. на человека в год). Региональные бюджеты финансируют препараты еще для 8,9 млн человек (2,4 тыс. руб. на человека в год).

Зачастую невозможно точно определить, какой объём лекарственных препаратов необходимо закупить. Это происходит из-за большого числа согласований (на уровне больницы, региона и Минздрава субъекта РФ). При этом, часть закупленных препаратов в конце года остаётся невостребованной.

Госзакупки лекарств отличаются «медлительностью»: удовлетворяют «средние по региону» объемы, страдают от волокиты чиновников и от задержек поставщиков. Время уходит и на обмен информацией о новых лицах, которые получили право на льготные препараты.

Кроме этого, эксперты выдвинули ещё ряд предложений:

  • Внедрить механизм фиксированных «лекарственных соплатежей» для отдельных списков препаратов и для определенной категории застрахованных граждан. Данный механизм смог бы «оптимизировать бессистемное потребление препаратов»;
  • Ограничить распространение «платности лекарств» для социально незащищенных групп населения. Провести пилотный проект в двух- трёх регионах для определения размеров доплат за лекарства;

Привязать мотивирующие соплатежи на лекарства для тех граждан, кто не ведёт здоровый образ жизни и не имеет положительной динамики по прохождению регулярной диспансеризации.

Предложения экспертов отражают тенденции развития здравоохранения в развитых странах. Однако, по словам главы ГБУ НИИ организации здравоохранения, в настоящее время «<...> в бюджетах ФФОМС и Минздрава нет средств ни на какие кардинальные реформы».